ЛЕБРЕН Шарль - ЛЕБРЕН (Le Brun) Шарль (1619-90), французский придворный живописец. Известен главным образом как автор парадных портретов.
Родился в семье малоизвестного скульптора. Мальчиком его отдали в мастерскую к живописцу Ф. Перье, где он обрел высокое покровительство. Сделанное совсем юным Лебреном изображение Людовика XIII (см. ЛЮДОВИК XIII Бурбон) понравилось канцлеру Сегье (см. СЕГЬЕ Пьер), который отдал мальчика на учение к лучшему в те времена мастеру - Симону Вуэ (см. ВУЭ Симон). Вскоре Лебрен переехал в Фонтенбло (см. ФОНТЕНБЛО), где работал и самостоятельно продолжал образование, изучая картины королевской коллекции.
Безусловным шедевром Лебрена стал ансамбль замка Во-ле-Виконт, принадлежащего контролеру финансов Никола Фуке (см. ФУКЕ Никола). В 1661, благодаря покровительству Кольбера (см. КОЛЬБЕР Жан Батист), Лебрен становится первым художником короля, ответственным за все крупные живописные работы, предпринимаемые в королевских дворцах, а также главой мануфактуры гобеленов, члены которой поставляли свои изделия ко двору. Наряду с этим Лебрен возглавил Королевскую Академию живописи. Кольбер видел ее миссию в создании единых и твердых правил искусства, необходимых для обучения живописи молодых художников. В эти годы Лебрен создает серию монументальных картин, посвященных жизни Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский), под которым аллегорически подразумевается король («Битва Александра с Пором», «Въезд Александра в Вавилон»).
Лебрен расписал в Версальском дворце целый ряд апартаментов, почти все, что делалось там, создавалось по его эскизам - ковры, мебель, работы по дереву и металлу. Полностью сохранилось украшение самого парадного, репрезентативного зала Версаля (см. ВЕРСАЛЬ) - Зеркальной галереи. На ее сводах Лебрен развернул «эпос», повествующий о деяниях и победах Людовика (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), в котором участвуют олимпийские боги и многие другие аллегорические персонажи.
После смерти Кольбера карьера Лебрена пошла на спад. В Академии назревала оппозиция его руководству: в искусстве складывались новые художественные тенденции, живопись мастера уже казалась старомодной. Лебрен удалился в свое поместье, где и провел остаток жизни.